Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Заседание секции "Цифровая грамотность, медиаобразование и цифровая культура: школьники, родители и учителя"

08.04.2016

В рамках Всероссийской научно-практической конференции "Цифровое детство: социализация и безопасность" на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова прошло заседание секции "Цифровая грамотность, медиаобразование и цифровая культура: школьники, родители и учителя", модератором которой выступила декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор филологических наук, профессор Елена Леонидовна Вартанова.

Мероприятие привлекло внимание медиаисследователей, представителей педагогического сообщества и психологов – с докладами выступили сотрудники факультетов журналистики и психологии Московского университета, МГПУ, Института управления образованием Российской академии образования.

Открывая секцию, Е.Л. Вартанова приветствовала участников и отметила, что необходимо обсуждать проблемы цифровой грамотности и цифровой культуры сегодня, организуя дискуссионные площадки, на которых мнениями и разработками могут обмениваться представители различных областей знания и деятельности. В своем обращении она упомянула и современную молодежь, рассказав о сегодняшних цифровых студентах, которые – присутствуя на университетских лекциях – оперативно сообщают о происходящем в социальных сетях, о том, что лекции транслируются с помощью новых технологий в режиме реального времени неограниченной аудитории.

Профессор кафедры истории и правового регулирования отечественных средств массовой информации МГУ имени М.В. Ломоносова И.М. Дзялошинский представил доклад на тему «Угрозы цифрового мира: проблема безопасности». Начиная свое выступление, он заметил, что не следует видеть в Интернете исключительно угрозу и источник рисков, противопоставляя его некоему нормальному миру, хорошо знакомому представителям старших поколений. В докладе были критически осмыслены известные экспертам кластеры глобальных угроз развитию цивилизации в XXI веке. И.М. Дзялошинский предложил для обсуждения авторскую модель, в которой соотносятся кластеры, связанные с природными, социальными угрозами, рисками, исходящими от человека, а информационно-коммуникационный кластер. Значительная часть доклада была посвящена обсуждению результатов исследования представлений об угрозах, которые влечет за собой бесконтрольное развитие медиа, существующих среди представителей экспертного сообщества и в российском обществе в целом.

Заведующий лабораторией Центра социологии образования Института управления образованием РАО Д.В. Адамчук Д.В. представил информацию об оснащенности российских учебных заведений компьютерной техникой и процессе внедрения информационно-коммуникационных технологий в массовом образовании. Основой для сообщения стали материалам социологических опросов российских учителей и информация о реализации различных государственных программ в данной сфере.

Представители факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова М.Е. Аникина и А.Ю. Образцова поделились с собравшимися результатами комплексного исследования, проведенного факультетом в 2013-2015 гг. и посвященного медиапотреблению школьников. М.Е. Аникина описала ресурсы формирования медиакультуры и умения критически осмысливать коммуникационное пространство, представив результаты количественного исследования – опроса школьников в шести регионах России. В выступлении было отмечено, что в целом изменяется профиль информационного потребления россиян – конкуренцию телевидению в более молодых группах аудитории успешно составляют интернет-ресурсы и социальные сети. Кроме того, так же, как и для представителей российского общества в целом, для представителей поколения «цифровых аборигенов» значимым ресурсом информации часто становятся друзья и родные. АЮ. Образцова рассказала о качественном исследовании, представив материалы глубинных интервью с учителями и родителями российских школьников, выявивших низкий уровень осведомленности относительно содержания и характера подросткового медиапотребления.

Педагогическое сообщество на секции представлял Е.А. Мокин Е.А., заместитель директора гимназии № 1505 по IT, сообщение которого стало осмыслением опыта использования различных информационно-коммуникационных технологий в системе общего образования. Современная цифровая школа создается силами учителей, родителей и учащихся на основе использования специализированных компьютерных программ, обеспечивающих эффективное взаимодействие и до некоторой степени изменяющих идеологию образовательного процесса, снижающих уровень стресса, ускоряющих распространение информации, мотивирующих самостоятельную проектную деятельность современных школьников. При этом автор описал разные поколенческие подходы к использованию новых технологий в образовании, уточнив, что молодые учителя более спокойно воспринимают технологические трудности и более подготовлены к тому, чтобы оперативно решать проблемы с использованием техники и новых технологий, чем их старшие коллеги.

Е.И. Рссказова, представлявшая на форуме факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова поделилась с участниками секции размышлениями о роли межпоколенческих отношений в развитии цифровой компетентности родителей. На основании проведенных факультетом исследований коллектив авторов пришел к выводам о различных факторах, позволяющих представителям разных поколений более успешно овладевать новыми технологиями. Осмысливая результаты проведенных исследований, Е.И. Рассказова подтвердила, что дети младшего возраста «стимулируют» родителей к освоению Интернета, в отношении более молодых родителей этот эффект проявляется в частоте пользования, а в отношении более взрослых старших родителей – в самостоятельности освоения Интернета и большей цифровой компетентности. В выступлении внимание было обращено на соотношение понятий «цифровой разрыв» и «цифровое взаимодействие». Можно отметить, что второй термин сотрудникам факультета психологии представляется более уместным для обозначения современных реалий.

Доцент главный научный сотрудник лаборатории социального компьютинга МПГУ доцент А.Ю. Домбровская А.Ю. рассуждала о воздействии Интернет-коммуникации на ценностные ориентации и политическую социализацию подростков в России, представив результаты комплексного исследования, выполненного с использованием традиционных социологических методик, – массового опроса и глубинного интервью, а также современных подходов к анализу сетевой коммуникации (киберметрического анализа социально-медийных сообщений российской молодежи и подростков). Выводы, сделанные в исследовании и представленные на заседании секции, касались взаимосвязи ценностных ориентаций подростков и их включенности в социально-медийную коммуникацию и существующей в сознании современных подростков иерархии ценностей. Примечательно, что использование различных методик анализа позволяет получить более взвешенную картину и выявить разницу между высказываемых в ходе опросов мнениями подростков и содержанием создаваемых ими в социальных сетях текстов.

Сотрудница лаборатории общей психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Е.Н. Свешникова в своем докладе говорила о социально-психологических условиях вербального творчества подростков в социальных сетях, обращая внимание на взаимосвязь творческой продуктивности подростков и социальной оценки со стороны аудитории, на влияние этой оценки, связанное с особенностями адаптации пользователя в виртуальной среде.

В выступлении психолога-исследователя Фонда Развития Интернета О.И. Олькиной был рассмотрен феномен цифровой грамотности и озвучены различные риски, связанные с распространением персональных данных подростков в Интернете. Участники секции познакомились с различными угрозами, встречающимися подростку в социальных сетях, и узнали о навыках, необходимых современному пользователю, рекомендациях, собранных в новом учебном пособии, рассматривающем условия формирования цифровой компетентности.

Фотографии: Георгий Никаноров.