Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Семинар «Журналисты и Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при президиуме РАН: пути взаимодействия»

01.12.2015

26 ноября на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова прошла конференция «Лженаука в современном обществе: теоретико-методологические подходы и стратегии противодействия», организованная при поддержке Министерства образования и науки РФ. В рамках конференции состоялся семинар «Журналисты и Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при президиуме РАН: пути взаимодействия» , участие в котором приняли журналисты, представители научного сообщества и члены Комиссии.

Анастасия Казанцева, научный журналист и популяризатор науки, отметила, что «резкое снижение критического мышления» в современном общество привело к тому, что люди постоянно попадают в когнитивные ловушки и тем самым становятся активными потребителями лженауки. Чтобы выработать иммунитет к проникновению лженауки в общественное сознание, надо заниматься активной медиатизацией деятельности экспертных органов, одним из которых является Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при президиуме РАН, и работать с медиасообществом, которое способно множить или пресекать существование лженаучных мифов и заблуждений. «Нужно формировать пресс-службы при научных институтах и объединениях, ведь научный язык требует перевода для понимания его массовой аудиторией. Также важно научить «разговаривать» ученых на их стадии формирования, еще в студенческом возрасте», - считает декан факультета журналистики Елена Леонидовна Вартанова. Александр Генрихович Сергеев, член Комиссии, предлагает «создавать новую научную культуру», а не просто возрождать традиции советской популяризации. По мнению Анастасии Казанцевой интернет, где «гуляет» лженаука, и другие современные технологии могут сыграть и положительную роль в борьбе с фальсификацией научных исследований: труды ученых становятся более доступны широкой аудитории, а ссылки и цитаты можно проверить по единым базам, что несомненно должно облегчить процесс разоблачения лжедеятелей науки. О том, какие позитивные сдвиги происходят в этом направлении, рассказал кандидат биологических наук и научный журналист Александр Панчин, приведя в качестве примера сетевое сообщество «Диссернет», которое занимается экспертизой кандидатских и докторских диссертаций. Григорий Тарасевич и Даниил Ильченко, главный редактор и автор научно-популярного журнала «Кот Шредингера», поделились опытом привлечения новых кадров для научно-популярной журналистики. Ученые и научные журналисты обсудили и дисциплины, которым нужно обучать будущих популяризаторов науки. В этом списке не только лингвистика, этика, технология создания журналистских текстов, но и обязательный курс статистики и история науки - с этого стоит начать, чтобы вырастить грамотное поколение с развитым критическим мышлением.

Фотографии: Георгий Никаноров.