Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Семинар «Наука и лженаука в СМИ: современные вызовы»

30.09.2015

29 сентября в Центральном Доме журналиста состоялся семинар «Наука и лженаука в СМИ: современные вызовы», организованный факультетом журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, Союзом журналистов России и Союзом журналистов Подмосковья. Журналисты и редакторы подмосковных СМИ вместе с экспертным сообществом обсудили способы популяризации научных знаний в современном мире, технологии выявления лженаучной информации, методы противодействия фальсификации науки.

Валерий Александрович Кувакин, член Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, профессор кафедры истории русской философии философского факультета МГУ, рассказал о философии научного вопроса. «Лженаука – это тень науки и морали, явление, процветающее на базе коррупции и сговора. Как говорил ученый Сергей Петрович Капица, лженаука – это новая форма организованной преступности», - считает доктор философских наук. По его мнению, такое явление требует комплексного и серьезного изучения психологами, социологами, юристами, культурологами и философами. Для того чтобы отличить научное от лженаучного, Валерий Александрович предложил обозначить симптомы. Отсутствие базового профильного образования у ученого, совершившего научное открытие; претенциозность, обещание быстрых и баснословных эффектов; жалобы на монополию «официальной науки»; повышенная эмоциональность, проявляющаяся в апелляции к чувствам, а не к разуму; глобальные обобщения – все эти признаки должны настораживать журналистов, которым в свою очередь, следует заняться критическим исследованием прежде чем выдавать информацию читателю.

О взаимодействии науки, медиа и общества говорила Мария Евгеньевна Аникина, доцент факультета журналистики. Самыми медиатизированными отраслями российской науки, например, сейчас являются технические и точные, меньше всего пишут о медицинских и социальных науках. Основными ошибками, которые совершают журналисты, пишущие на темы науки, становятся создание сенсаций, произвольная и вкусовая интерпретация научных исследований.
Как подготовить тексты для научно-популярных изданий рассказал Даниил Сергеевич Ильченко, автор научно-популярного журнала «Кот Шредингера», старший преподаватель журфака. Чтобы создать «захватывающую статью» нужно добраться до первоисточника и ввести в материал живых персонажей, «ведь самое интересное в науке – это люди», - советует журналист.

Подводя итоги семинара, Елена Леонидовна Вартанова, декан факультета журналистики, и Наталья Александровна Чернышова, председатель Союза журналистов Подмосковья, секретарь Союза журналистов России, отметили, что нужно создавать позитивный научный облик региона. И сделать это не так уж сложно: в Московской области достаточное количество наукоградов и высокотехнологичных производств. Главное, найти «уровень разумного баланса» на страницах местных СМИ, не забывая не только информировать и развлекать читателя, но и просвещать его.

Фотографии: Виктория Колесниченко.