Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Ток-шоу с участием Эрнеста Мацкявичюса

23.10.2014

В рамках ток-шоу "Из первых уст" студенты смогли пообщаться с ведущим программы «Вести» на телеканале «Россия» и выпускником факультета журналистики МГУ 1994 года.

Вы окончили кафедру периодической печати факультета журналистики, почему решили связать свою жизнь с телевидением?
В 1991 году знаменитая программа «Взгляд» прекратила свое существование, и было решено создать нечто новое из молодых ребят, не зашлакованных журналистскими штампами. Тогда мои коллеги и пригасили меня поучаствовать в проекте «13.31», с которого началась моя карьера. Я появился в Останкино и увидел что это такое. Этого укола оказалось достаточно, чтобы заболеть телевидением на всю жизнь. Принципиальной разницы между газетным и телевизионным отделением не было: учились мы одному и тому же, а практические навыки можно получить лишь на работе, потому что учебная практика не заменит реальных полевых условий. Добиться успеха в нашей профессии можно только, если телевидение сделать не просто смыслом существования, а образом жизни. Нужно отдавать себя целиком этому делу. 

Вы уже не один год ведете программу "Разговор с Владимиром Путиным" в прямом эфире. Расскажите, как правильно брать интервью, и чего следует избегать при разговоре с гостем.
Когда в интервьюере гость программы видит живого, заинтересованного в нем человека, он раскроется. Если же вы просто зачитываете вопросы по бумажке или лихорадочно учите следующий вопрос в то время, когда ваш собеседник отвечает на первый, то беседы не получится. Профессионально спикера это не собьет, а вот человека, который не склонен раскрываться, это, конечно, смутит. Деловое, так называемое «актуальное интервью», как правило, дают опытные люди, умеющие разговаривать. Но если вы хотите получить интервью, в котором человек раскроется как личность и искренне выговорится, такой поход не годится. В свое время к Константину Райкину пришла одна журналистка и начала свой опрос с фразы: «Простите, как Вас по отчеству?». На это Константин Аркадиевич ответил: «Извините, но интервью не состоится». О чем можно разговаривать с человеком, которому априори не интересен собеседник, ведь он лишь отрабатывает задание редакции? 

Сейчас многие говорят, что интернет заменит телевидение, газеты и радио. Вы, как человек, проработавший на телевидении более двадцати лет, согласны с этим мнением?
Интернет никогда не заменит телевидение. Ещё пять лет назад я думал по-другому, потому что уже тогда мы чувствовали сильную конкуренцию со стороны интернета. Но как кино не выдавило театр, так и интернет не вытеснит телевидение. Новостные программы могут транслироваться в интернете, но речь идет лишь о канале распространения сигнала. Сами по себе новости, собранные информационной службой и зачитанные ведущим, останутся навсегда.
Во-первых, Россия – это консервативная страна в хорошем понимании этого слова.
А во-вторых, это связано с ритмом жизни, который в двадцать первом веке ускорился в разы. Зрителю крайне важно не тратить время на поиски нужных сайтов и вычитку важных новостей. Телевидение предоставляет возможность посмотреть программу, которая сделает это за него. Сейчас у современного человека другое сознание – клиповое, потому что все развивается в другом темпе. Например, раньше нельзя было разбивать выпуск новостей рекламой, а сейчас без неё невозможно обойтись: ни один зритель не высидит всю программу и сразу не переварит такой поток информации. Если вы послушаете, как раньше говорили дикторы центрального телевидения, то поймете, что для современного человека это очень медленно. Связано это не с тем, что ведущие тянули время, это была реальная скорость человеческого общения. Даже сейчас, вечером в размеренной программе, в которой подводится итог дня, мы все равно не теряем динамики, чтобы сохранить этот быстрый ритм. Мы приучены к такому темпу, особенно в больших мегаполисах, таких как Москва. 

Что Вы посоветуете студентам факультета журналистики МГУ в выборе их дальнейшей специализации?
Если вы хотите по-настоящему сделать карьеру, то вам нужно выбирать более серьезную журналистику: политическую, а не развлекательную. Мне кажется, что информационная журналистика – это вершина профессии, это то, что реально кормит. Новости будут всегда, а вот развлекательное телевидение постоянно переживает взлеты и падения. Оно часто зависит от внешнего фона: если он не благоприятный – войны, катастрофы, трагические события, - развлекательная журналистика уходит на второй план и становится неуместной. Новости же будут нужны аудитории постоянно. Репортер – самая лучшая телевизионная профессия. Я знаю, что многие девушки стремятся стать телеведущими, но это путь в никуда, потому что существует слишком много факторов риска в этой профессии. А хороший репортер прокормит себя и свою семью. Ведь для тележурналиста главное уметь две вещи: хорошо писать и хорошо говорить. Второму можно всегда легко научиться, но если вы не можете скомпоновать сюжет и составить из слов текст, то все остальное бессмысленно.


Текст: Алдошина Инна, 2 курс вечернего отделения.
Фотографии: Дмитрий Линников.