Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Свободный лекторий с Владимиром Яковлевым

09.12.2013

В субботу, 7 декабря, в рамках Свободного лектория прошла встреча с известным журналистом, медиаменеджером и создателем целого ряда медиапроектов Владимиром Яковлевым.

Владимир Яковлев окончил международное отделение факультета журналистики МГУ. В начале 90-х годов основал ИД «Коммерсантъ», где работал на протяжении многих лет. Полтора года назад он запустил новый проект «Возраст счастья». Проект посвящен активной старости и развивается на русском и английском языках.


Владимир Яковлев общался со студентами и абитуриентами журфака не впервые. Несколько лет назад, когда он был главным редактором проекта "Сноб", Владимир рассказывал на лектории, каким образом печатные издания перейдут в мобильные приложения и какую выгоду это принесет, что в то время было связано с самыми актуальными инновационными процессами. И в этот раз была обозначена интересная тема: "Как сделать так, чтобы Вас читали?". Гость рассказал о современной журналистике и поделился профессиональными советами с аудиторией.

Один из важнейших постулатов Владимира Яковлева: в настоящее время происходит революционная трансформация СМИ. Яковлев пояснил, в чем заключается принципиальная разница между печатной и интернет-журналистикой. По его словам у каждой из этих сфер есть свои ценности. Для бумажной журналистики – это возможность быть напечатанным, то есть делать свое слово публичным. А для интернет-журналистики – внимание читателя, причем не важно какими способами оно привлекается. Оперативность или актуальность информационного повода, конечно, тоже играют важную роль, но первостепенна именно способность вызвать интерес, что сделать далеко непросто. А сам факт публикации в новых медиа не является ценностью вообще, ведь сделать свой текст, фотографию доступными может каждый.

Будущее журналистики по Владимиру Яковлеву – это микс, состоящий из средств массовой информации и социальных сетей. Люди будут заходить на свои аккаунты, чтобы читать определенных авторов. Исходя из этого прогноза, Яковлев сформулировал и программу действий для начинающих: «Необходимо понять, что аудиторию, с которой вы будете работать как профессионалы, вы создаете уже сегодня, каждый день. Если вы хотите быть профессиональным журналистом, то у вас не может быть личного пространства в соцсетях. Каждый раз, когда вы будете заходить на свою страницу, вы выполняете свою работу». Чем привлечь аудиторию? Это предстоит нам выявлять путем эксперимента, методом проб и ошибок. Пиши и проверяй, есть ли реакция. Одним словом, ищи свою аудиторию уже сейчас, а когда ты ее завоюешь, тебя возьмут в любое СМИ.

И все-таки что нужно, чтобы Ваш материал читатели? Во-первых, текст должен быть максимально простым, а, во-вторых, нужно суметь не только привлечь внимание, но и удержать его. Здесь первое условие – доходчивость и понятность. Необходимо помнить, чтобы заметка была успешной, в ней не должно быть мест, где читатель «споткнется» и будет вынужден перечитывать, чтобы понять смысл. Если такое происходит, то материал, по словам журналиста, можно выбросить. Второе - читателю должно быть интересно. Даже если в основе сообщения значимый факт, но он не заинтриговал пользователя, то он не несет никакой ценности с точки зрения современных СМИ. Делать значимое интересным – главная задача автора. Хороший текст – это текст, который привлекает внимание. И журналист должен уметь вызвать у читателя эмоциональную реакцию, а эмоции возникают через идентификацию. То есть необходимо вызвать у человека эффект сопереживания. Если это сделать, то вас будут читать и помнить.

Некоторые тексты могут превратиться в настоящие городские легенды. Как, например, история о собаке, которая ждала на вокзале своего хозяина в течение нескольких лет. Это написал Юрий Рост сорок лет назад, но об этом слышали все, даже 18-летние, хотя в самой новости и тогда не было никакой оперативности или важного информационного повода. «Первое, что вы делаете в заметке – находите поворот, при котором читатель идентифицирует себя с темой и проблемой ситуации. А дальше ищите способы, которые дают вам не лайки, а share», - поделился Владимир Яковлев.

В конце лектория Яковлев отвечал на вопросы студентов и гостей факультета и подытожил эту мысль, заявив, что не нужно бояться критики в свой адрес, так как даже негатив является своего рода откликом: «Если есть эмоциональная реакция, какой бы она ни была, - это важно. Вас должны читать, - и это в профессиональном отношении самое главное».

Текст:
Карина Магакян, студентка 3 курса
Галина Новоселова, слушательница подготовительных курсов

Фотографии:
Анастасия Шинкеева
Дарья Каретникова