Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Былинский Константин Иакинфович (1894 - 1960)

Былинский-R.jpegПрофессор, заведующий кафедрами стилистики русского языка (1952 – 1960 гг.) и редакционно-издательского дела (1952 – 1954 гг.), создатель этих кафедр. Родоначальник отечественной школы стилистики языка СМИ. Читал лекции по курсам «Стилистика русского языка», «Редактирование газетных текстов». Во время Великой Отечественной войны редактировал сводки Совинформбюро, впоследствии составившие девять томов.

Из воспоминаний Вл. А. Ковалева 

В одной из своих книг В. Оствальд говорит, что ученые бывают двух типов: ученые-классики, которые живут исключительно в мире идей, не видя людей, вернее, не обращая на них внимания, они любят больше всего свой кабинет и лабораторию, отгороженные от суетного мира; и ученые-романтики, которые видят свои идеи в людях, не отрывают людей от идей, стремятся обогатить свои мысли через посредство живого общения с коллегами. Эти ученые предпочитают кафедру кабинету, оживленные встречи с людьми уединенным занятиям в библиотеке. К этому второму типу ученых принадлежал, на мой взгляд,  Константин Иакинфович Былинский. Он с огромным удовольствием часами разговаривал с коллегами, спорил, убеждал, учил и учился сам.  

Его знания были колоссальны. Его эрудиция убийственна. Чтобы достичь такого уровня знаний, нам, вероятно, надо было бы начать жить снова и не терять ни одного дня. 

Он мог говорить о типографских машинах и методах продления человеческой жизни, об отличиях японской музыки от европейской и манере игры киноактера Конрада Вейта, о сходстве и различии между Москвой настоящего и прошлого и о новинках современной литературы, советской и зарубежной. Говорить с ним можно было на любые темы. И я, пожалуй, слишком широко пользовался этим правом. 

Константин Иакинфович очень любил свою науку, свой предмет, душой ему отдавался. Он мог долго и с увлечением говорить о тонкостях русского языка и особенно стилистики. Помнятся его рассуждения о роде существительного, например, интересные догадки о том, почему в актерских кругах «рояль» употребляется в женском роде. Таких рассуждений было много. Приведу здесь один эпизод. 

– Вы знаете, – говорил Константин Иакинфович, – сегодня экзаменую по стилистике. Один студент второй раз провалился. Вышел, и вдруг слышу, как он за дверью говорит: «Опять по былистике схватил пару». Другой раз слышу: «Ой, как я боюсь кобылки». Понял, что «кобылка» – это я. Я подписываюсь: К. Был. Вот они и сочинили. Вообще студенты наши – народ творческий и неунывающий, как и полагается журналистам. 

– Если вам, Константин Иакинфович, все это так нравится, то могу сообщить вам о песне в честь стилистики.
 
Эх, стилистика, эх, былистика, 
Для меня она кабалистика. 
При стилистике возьмет нелегкая, 
Что ни правило – исключение! Где же радость-то? Одни мучения. 
Друг-товарищ мой, куда котишься, 
Со стилистики – не воротишься. 

Он долго и заразительно смеялся, потом сказал: «А, видите, признают мошенники: «При стилистике правка легкая». Это-то мне и надо. Придумают же – «былистика». 

Мне хотелось в форме шутки сказать Константину Иакинфовичу нечто приятное, но сделал я это в высшей степени неуклюже, а именно так: 
– А чего придумают? Так оно и есть. Я, конечно, знаю, что стилистика существует давно. Я видел в Ленинской библиотеке сборник задач по стилистике 1883 года. Но практическая стилистика в том виде, в каком она сложилась в практике вузовского преподавания, – это, конечно, ваше детище: вы сумели объединить в нечто цельное нормативную грамматику, разодел поэтики из теории словесности, всякие казусы вроде «продажа топоров и гробов». Свои наблюдения сделали. Конечно, «былистика» некрасиво, я предпочел бы «былинизм» по аналогии с дарвинизмом. 

– Ну, знаете, – сказал Константин Иакинфович, – слушаешь вас и не знаешь, сердиться или смеяться, не понимаешь: то ли всерьез, то ли шутите. Шутите, конечно. То, что я основоположник практической стилистики, это, конечно, лестно. Но лесть – особа женского рода, и она не выносит легкомысленного отношения к себе. Вам надо было сказать: «Константин Иакинфович, все говорят, что вы создали стилистику». Тогда бы я еще мог поверить. Филдинг верно заметил, что нет неотразимее лести из вторых рук.

Кроме всего прочего, у вас не сходятся концы с концами. С одной стороны, я основоположник новой науки – практической стилистики. А с другой стороны, стилистики-то, по-вашему, никакой нет. Есть лоскутное одеяло, какая-то смесь разных разделов. 

Вот вы литературовед. Что делается в вашей области? Один из вас доказывает, что Достоевский – революционер, и приводит цитаты. Другой доказывает, что Достоевский – реакционер, и тоже приводит цитаты. Цитата – это что дышло: куда повернул, туда и вышло. У литературоведов нет точных критериев. Дело дошло до того, что в литературном институте кто-то привел цитату из Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно». А кто-то возразил: сказал, это не Чехов, а Астров. Этак и «как бы чего не вышло» надо приписать Чехову, а сказал это его герой Беликов. Первый стал возражать: за Астровым стоит Чехов. Второй не остался в долгу. Так половину ученого совета и проспорили. Так вот: надо обосновать литературоведческие оценки. И стилистика поможет в этом.
Он еще много говорил о стилистике. Я запомнил, что было бы интересно создать сравнительную стилистику славянских языков.

Надо было видеть оживленное лицо Константина Иакинфовича, слышать его взволнованный голос. О стилистике он всегда говорил охотно, и в его словах, не столько в прямых признаниях, они были редки, сколько в тоне, всегда ощущалась большая любовь к этому предмету. Любовь и некоторая скорбь по поводу нехватки времени…

В пьесе Чехова «Три сестры» сказано: «Вот дерево засохло, но все же оно вместе с другими качается от ветра. Так, мне кажется, если я и умру, то все буду участвовать в жизни так или иначе». Эти слова относятся и к Константину Иакинфовичу. Его уже нет. С ним нельзя поговорить, увидеть его улыбку, улыбку человека, который умел понимать все. Однако есть труды Константина Иакинфовича, живы его мысли, его советы. Когда его ученики думают о стилистике, о чтении лекций, об учебной и педагогической работе, то мысленно каждый советуется с Константином Иакинфовичем, вспоминая о нем с радостью и благодарностью. Константин Иакинфович участвует в жизни так или иначе.  

Автор: Вл. А. Ковалев 
Источник: Он и сегодня участвует в нашей жизни // Факультет журналистики Московского университета. М., 2005.