Ru | En


Кафедра теории и экономики СМИ


+ 7 (495) 629 44 40
Руководитель: Вартанова Елена Леонидовна доктор филологических наук, декан факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, заведующая кафедрой теории и экономики СМИ, профессор, научный руководитель Центра по исследованию СМИ Финляндии и Скандинавии «НордМедиа», член-корреспондент РАО
Лаборант: Иванова Анастасия Геннадиевна
E-mail: kafedra.ekonomikasmi@yandex.ru
Аудитория Ауд. 203

Описание деятельности: 

Кафедра теории и экономики СМИ создана в 2004-м году. Ее появление во многом обусловлено развитием отрасли масс-медиа в России. Знание особенностей и закономерностей ее функционирования необходимо для эффективной работы журналистов, независимо от их специализации. Отрасль сегодня остро нуждается и в специалистах-управленцах, сочетающих в себе как журналистские, так и менеджерские навыки. Кафедра теории и экономики СМИ стала первой в России, где изучаются и преподаются теоретические основы экономики и менеджмента СМИ.

Центр изучения медиакоммуникаций в образовании

Научная работа: 

Основные направления научной деятельности кафедры носят междисциплинарный характер. Они включают в себя изучение зарубежных и российских теорий журналистики сквозь призму взаимоотношений общества, экономики и масс-медиа. Особое внимание уделяется анализу деятельности масс-медиа как отрасли национальной экономики. На кафедре ведутся исследования моделей медиасистем в различных национальных контекстах, идет работа над созданием отраслевой базы данных.
Сегодня кафедра на системной основе занимается научной, научно-практической и учебной деятельностью в сфере теории и экономики средств массовой информации.

Научно-практическая деятельность реализуется в следующих формах:
Проведение семинаров и конференций по основным научным направлениям деятельности кафедры для работников российской отрасли масс-медиа.  
Взаимодействие с международными профессиональными организациями издателей и телерадиовещателей.  
Проведение «круглых столов» и мастер-классов для журналистов и менеджеров СМИ, преподавателей факультетов журналистики России.  
Издание журнала «Медиа@льманах», кафедрального ежегодника «Экономика и менеджмент СМИ», поддержание сайта «Медиаскоп».  
Издание коллективных сборников, монографий сотрудников кафедры по актуальным вопросам науки и практики СМИ.  

Кафедра является коллективным членом Европейской Ассоциации экономики и менеджмента СМИ.  

В составе кафедры с ноября 2008 года работает лаборатория медиамоделирования (рук. доц. В.Л.Иваницкий).

Издательская деятельность: 

Монографии

  • Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. СМИ стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М., изд-во Моск. Ун-та, 1997 (Шуваловская премия МГУ)
  • Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в общеевропейской перспективе. М., изд-во Моск. Ун-та, 1999.
  • Вартанова Е.Л. Новые пространства свободы и ответственности. Саморегулирование СМИ в информационном обществе // К мобильному обществу: утопии и реальность / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.
  • Вартанова Е. Л. СМИ как отрасль современной экономики // Основы медиабизнеса / Под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2009.
  • Вартанова Е. Л. Движущие силы развития медиабизнеса // Основы медиабизнеса / Под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2009.
  • Вартанова Е.Л. Современные масс-медиа и терроризм: природа взаимоотношений, стратегии противостояния // Журналистика и СМИ против террора / Под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: МедиаМир, 2009.
  • Вартанова Е. Л. Глобализация информационных потоков как фактор антитеррористической деятельности // Журналистика и СМИ против террора / Под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: МедиаМир, 2009.
  • Вартанова Е.Л. От человека социального – к человеку медийному // От книги до Интернета: десять лет спустя. М.: МедиаМир, 2009
  • Vartanova E., Smirnov S. A Brief Review of the Condition of the Media market in Russia: the General Situation // Perspectives to the Media in Russia: «Western» Interests and Russian Developments / Ed. by E. Vartanova, H. Nieminen and M-M. Salminen. – Finland, Aleksanteri Series 4. 2009
  • Vartanova E. Russian Media: Market and Technology as driving Forces of Change // Perspectives to the Media in Russia: «Western» Interests and Russian Developments / Ed. by E. Vartanova, H. Nieminen and M-M. Salminen. – Finland, Aleksanteri Series 4. 2009.
  • Vartanova E. De-Sovietizing Russian Media // Internationalizing Media Studies / Ed. by D. Thussu. – Routledge, 2009.
  • Vartanova E., Smirnova O. The digital divide as a problem of information society // World of Media. – Moscow: MediaMir, 2009.
  • Vartanova E. The Russian Media Model in the Context of Post-Soviet Dynamics // D. C. Hallin & P. Mancini (eds.) Comparing Media Systems Beyond the Western World. Cambridge University Press, 2012.
  • Вартанова Е.Л., Смирнов С. С. Современные тенденции развития российской индустрии СМИ и журналистики // СМИ в меняющейся России: Коллективная монография / Под ред. проф. Е. Л. Вартановой. – М. : Аспект Пресс, 2010
  • Вартанова Е. Л., Смирнов С. С. СМИ России как индустрия развлечений // СМИ в меняющейся России: Коллективная монография / Под ред. проф. Е. Л. Вартановой. – М. : Аспект Пресс, 2010.
  • Вартанова Е.Л. Концепция модернизации и СМИ // СМИ в меняющейся России: Коллективная монография / Под ред. проф. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2010
  • Вартанова Е.Л. Меидиаиндустрия и конвергенция // Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. М. Лукиной. – М. : Аспект Пресс, 2010.
  • Вартанова Е.Л. Медиаобразование как приоритет общественного развития // Медиаобразование в школе: сборник программ преподавания дисциплин / Под ред. Е. Л. Вартановой, О. В. Смирновой. – М.: МедиаМир, 2010.
  • Vartanova E., Frolova T. News Agencies in Russia: Challenging Old Traditions and New Media // in O. Boyd-Barrett. News Agencies in the Turbulent Era of the Internet. – Genaralitet de Catalunia, 2010.
  • Вартанова Е.Л. Диалоги о журналистике (в соавт. с Ажгихиной Н. И.) – М.: Ф-т журн. МГУ, 2011.
  • Вырковский А.В. Деловые журналы США и России: прошлое и настоящее / Под ред. Е.Л. Вартановой М.: МедиаМир, 2009.
  • Гладкова А. А. Пресса Нидерландов в контексте системы размежевания. - М.: Ф-т журналистики МГУ, 2015.
  • Иваницкий В. Л. Практические методы достижения экономической стабильности независимых СМИ. – М. : Пульс, 2000.
  • Менеджмент СМИ в 2002 году : матер. семинара / под общ. ред. В. Л. Иваницкого. – М. : Пульс, 2002.
  • Иваницкий В. Л. Основы бизнес-моделирования СМИ : учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2010.
  • Иваницкий В. Л. Строительство массмедиа: на пути к реальному моделированию СМИ. – М. : Ф-т журн. МГУ, 2010. Деп. в ИНИОН, № 60881.
  • Иваницкий В.Л. Модернизация журналистики: методологический этюд. – М. : Изд-во Моск. ун-та; Ф-т журн. МГУ, 2010.
  • Иваницкий В. Л. Бизнес-моделирование СМИ в условиях медиарынка // Основы медиабизнеса : учеб. пособие / под ред. Е. Л. Вартановой. – М. : Аспект Пресс, 2009.
  • Иваницкий В.Л. Становление медиарынка в постсоветской России: движение к линии горизонта // СМИ в меняющейся России : коллект. монография / под ред. Е. Л. Вартановой, науч. ред. И. Д. Фомичёва. – М.: Аспект Пресс, 2010. Иваницкий В. Л. Модернизация журналистики: методологический этюд. – М. : Изд-во Моск. ун-та; Ф-т журн. МГУ, 2010.
  • Иваницкий В. Л. Становление медиарынка в постсоветской России: движение к линии горизонта // СМИ в меняющейся России : коллект. монография / под ред. Е. Л. Вартановой, науч. ред. И. Д. Фомичёва. – М.: Аспект Пресс, 2010.
  • Макеенко М.И. Ежедневная печать: американский опыт конца ХХ столетия. 1995-2000 гг.
  • Ткачева Н.В. Индия: медиасистема в условиях либерализации экономики\ Под ред. Е.Л. Вартановой – М.: МедиаМир, 2009.
  • Щепилова Г. Г. Как продать рекламу в газете. – М.: РИП-холдинг, 2004.
  • Щепилова Г. Г. Реклама в СМИ: история, технологии, классификация. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010.


Учебные пособия
  • Энциклопедия мировой индустрии СМИ / изд. Аспект-Пресс, 2013г. Москва / учебное пособие (2-е издание переработанное и дополненное) / отв. редактор проф. Е.Л. Вартанова,научн. редактор к.ф.н. Н.В. Ткачева.
  • Основы медиабизнеса. Учебное пособие под ред. Е.Л.Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2009.
  • Деловая журналистика / А. Афанасьева, М. Блинова, Д. Борисяк, В. Вайсберг, А. Вырковский, П. Силуянова, М. Ховратович, А. Ходоровский / Отв. ред. А.В. Вырковский. М.: МедиаМир, 2012.
  • Гуревич С.М., Иваницкий В.Л., Назаров А.А., Щепилова Г.Г. Основы медиамаркетинга / под ред. Гуревича С.М. – М.: МедиаМир, 2007
  • Энциклопедия мировой индустрии СМИ. М., Аспект пресс, 2006 (диплом 3 общеуниверситетского конкурса учебних изданий для высших учебных заведений «Университетская книга – 2006» в номинации «Лучшее учебное издание по гуманитарным наукам»)
  • Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., Аспект пресс, 2003.
  • Вартанова Е.Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. М.: МедиаМир, 2009. Блинова М.В. Современная печать Японии. М.: Фак-т журн. МГУ, 2000.
  • Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. М., 2004.
  • Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М., 2004.
  • Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002.
  • Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. М., 2000.
  • Гуревич С.М. Редакция газеты: структура, организация работы. М., 2000.
  • Менеджмент СМИ в 2002 году. Сборник статей под общей редакцией В. Иваницкого. М.: «Пульс». 2002.
  • Иваницкий В. Л. Основы бизнес-моделирования СМИ: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2010
  • Иваницкий В. Л. Бизнес-моделирование СМИ в условиях медиарынка // Основы медиабизнеса : учеб. пособие / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2009.
  • Назайкин А.Н. Медиапланирование на 100%. М., Альпина, 2007
  • Назайкин А.Н. Рекламный текст в современных СМИ. М, Эксмо, 2006
  • Назайкин А.Н. Иллюстрирование рекламы. М., Эксмо, 2004
  • Щепилова Г.Г. Рекламная служба в газете: организация и стратегия деятельности. М.: Союз издателей и распространителей, 2002.
  • Щепилова Г.Г., Щепилов К.В., Краснюк В.М. Введение в рекламоведение. Учебник. М.:Элит-2000, 2002.
  • Щепилова Г.Г. Как продать рекламу в газете. – М.: РИП-холдинг, 2004.
  • Щепилова Г.Г. Реклама в экономической структуре СМИ. – М.: МедиаМир, 2006.
  • Основы медиабизнеса: Учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Е. Л. Вартановой / Вартанова Е. Л., Иваницкий В. Л., Макеенко М. И., Назайкин А. Н., Смирнов С. С. , Щепилова Г. Г. – М.: Аспект Пресс, 2009.
  • Щепилова Г. Г., Щепилов К. В. Основы рекламы: Учебник для бакалавров. – М: Изд-во «Юрайт», 2011.
  • Основы медиабизнеса: Учеб. пособие для студентов вузов / под ред. – М.: Аспект Пресс, 2009. Основы рекламы: Учебник для бакалавров. – М: Изд-во «Юрайт», 2011.
  • Vartanova E. Mass Media Theory: Current Issues. First published 2009 by MediaMir, Moscow.

Штатные сотрудники: 

Вартанова Елена Леонидовна доктор филологических наук, декан факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, заведующая кафедрой теории и экономики СМИ, профессор, научный руководитель Центра по исследованию СМИ Финляндии и Скандинавии «НордМедиа», член-корреспондент РАО
Бабюк Максим Иванович кандидат философских наук, доцент
Владимирова Мария Борисовна кандидат философских наук, доцент
Вырковский Андрей Владимирович кандидат филологических наук, доцент
Гладкова Анна Александровна кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, руководитель отдела международного сотрудничества факультета журналистики МГУ
Гуреева Анна Николаевна научный сотрудник
Дунас Денис Владимирович кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, шеф-редактор информационно-аналитического бюллетеня для профессионалов «МедиаТренды»
Зимовец Елизавета Сергеевна специалист по учебно-методической работе
Иваницкий Валерий Людвигович доктор филологических наук, профессор
Иванова Арина Евгеньевна советник декана по связям со СМИ и общественными организациями, редактор
Кушнаренко Георгий Дмитриевич старший преподаватель
Макеенко Михаил Игоревич кандидат филологических наук, заместитель декана по научной работе
Назайкин Александр Николаевич доктор филологических наук, профессор
Образцова Анастасия Юрьевна научный сотрудник, специалист научного отдела, исполнительный директор Национальной ассоциации исследователей массмедиа (НАММИ)
Полуэхтова Ирина Анатольевна доктор социологических наук, профессор
Смирнов Сергей Сергеевич кандидат филологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой по учебной работе
Тамаш Пал профессор
Ткачева Наталья Владимировна кандидат филологических наук, координатор по развитию, ведущий научный сотрудник
Толоконникова Анна Владимировна кандидат филологических наук , доцент
Ходенков Олег Александрович кандидат исторических наук, магистр бизнес-администрирования (MBA) , доцент
Ходоровский Анатолий Матвеевич преподаватель
Черевко Тарас Сергеевич кандидат филологических наук, доцент
Швыченкова Юлия Андреевна младший научный сотрудник, руководитель Российско-Японского центра по изучению культуры и СМИ
Шкулев Виктор Михайлович доцент
Щепилова Галина Германовна доктор филологических наук, и.о. заведующего кафедрой телевидения и радиовещания, профессор

Адрес: 

Москва, ул. Моховая, д.9

Возврат к списку