Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

09.11.2023–10.11.2023. Пятнадцатые международные научные чтения в Москве «СМИ и массовые коммуникации–2023»


nammi-logo-300x154.jpgЛого Ассоциации журналистов 2.jpglogo2023-15.pngМинЦифры.pngПятнадцатые международные научные чтения в Москве «СМИ и массовые коммуникации–2023». Эпоха неопределенности в современных СМИ и журналистике: вызовы больших данных и искусственного интеллекта Организатор: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова При участии Национальной ассоциации исследователей массмедиа, Союза журналистского образования вузов Китая и России, Ассоциации журналистов России и Африки Даты: 9–10 ноября 2023 года Формат: гибридный (оффлайн и онлайн)
Руководитель организационного и программного комитетов: д.ф.н., профессор, декан факультета журналистики МГУ, академик РАО Елена Леонидовна Вартанова

Программа конференции

Трансляция



Начиная со второй половины XX века в теории медиа одной из ключевых тем для обсуждения стала меняющаяся под воздействием технологического развития структура медиасистем. На протяжении последнего десятилетия цифровизация и связанные с ней процессы общественных трансформаций привели к новому витку изменений, характеризующимся более глубоким проникновением цифровых технологий в повседневную жизнь. В медиасистеме проявляются новые узлы противоречий: стабильные прежде организационные структуры медиасистемы, подвергаясь воздействию сетевой коммуникации, утрачивают устойчивость; конкурируя с новыми медиа, «новыми профессионалами» и лидерами мнений, традиционные / институционализированные СМИ теряют популярность и рекламные доходы; в журналистике конвенциональный профессионализм сменяется персонализацией профессии в цифровой медиасреде; вертикальная иерархия процесса регулирования заменяется горизонтальными и гибкими подходами саморегулирования; все чаще медиасистемы характеризуются переходом от глобализации к деглобализации.

Особенно заметными в неустойчивом социальном и медиаконтексте становится влияние на цифровую медиасреду функционирующих на базе искусственного интеллекта алгоритмов, больших данных и виртуальной реальности. Это ведет к заметным трансформациям индивидуальных моделей коммуникации, медиапотребления, экономических основ медиабизнеса. Очевидно, что мы находимся в начале процесса конструирования искусственной социальности, предполагающей участие искусственного интеллекта в социальных взаимодействиях в качестве активного посредника и с большой степенью вероятности в качестве нового социального субъекта. Все это заставляет искать новые концептуальные парадигмы, которые предлагают переосмыслять место и роль людей и машин в социальном взаимодействии (Lewis, Guzman, Schmidt, 2019). В результате меняется и коммуникативное пространство общества, в рамках которого осуществляют свою деятельность все специалисты, в том числе и журналисты, медиакоммуникаторы, PR- и рекламные специалисты, педагоги, исследователи.

Сегодня медиасфера является лидером в применении искусственного интеллекта благодаря уровню цифровизации и получаемым в результате заметным преимуществам, которые предлагают данные инструменты во всех сферах публичной коммуникации на всех этапах создания, распространения и продвижения медиаконтента (Вартанова, 2023). В числе актуальных достижений – программы мониторинга, алгоритмы обработки больших массивов информации, рекомендательные алгоритмы социальных сетей, автоматизированные модели и ПО для производства текстов, чат-боты, системы персонализации, автоматизация редакционных процессов, искусственное принятие решений и множество других полезных опций. В то же время исследователи журналистики поднимают вопросы о потенциальных рисках и проблемах, связанных с применением технологий больших данных и искусственного интеллекта.

Большой пласт отечественных и зарубежных исследований рассматривает различные аспекты внедрения искусственного интеллекта в медиа, начиная от влияния искусственного интеллекта на медиапотребление и производство контента и заканчивая этическими и организационными вопросами. Искусственный интеллект получил крайне неоднозначную оценку как от ученых, так и от практиков; многие исследователи с оптимизмом смотрят на перспективы применения этой технологии для индустрии, понимая возможные проблемы (Давыдов, Лукина, Крашенинникова, Замков, 2022; Салихова, Вартанов, Гладкова, Дунас, 2022). Активно исследуются конкретные возможности, предлагаемые большими данными и искусственным интеллектом для различных областей журналистики, включая расследовательскую (Broussard, 2015; Stray, 2019), локальную (Borchardt, 2022) и социальную журналистику (Linn & Льюис, 2022). Обсуждая роль искусственного интеллекта в производстве новостного контента, исследователи стремятся определить границы внедрения новых технологий в профессиональную отрасль и зафиксировать трансформации в ценностной парадигме. В частности, ученые указывают на неограниченные возможности для извлечения данных и распознавания образов, подчеркивают потенциал технологий для снижения недоверия аудитории к СМИ (Clowdy et.al, 2021), а также обсуждают новые этические проблемы на стыке этики СМИ и кибербезопасности (Dörr, Hollnbucher, 2016; Лукина, Замков, Крашенинникова, Кульчицкая, 2022) и риски, связанные с ответственным принятием профессиональных решений. В последние годы споры о влиянии технологий искусственного интеллекта на медиаиндустрию стали еще более актуальными в связи с меняющимися экономическими условиями и трансформирующимися нормативными рамками.

В рамках Московских чтений этого года предлагается обсудить стратегии внедрения больших данных и инструментов искусственного интеллекта в профессиональные практики журналистов и редакций в целях обеспечения точности, доступности, разнообразия, актуальности и своевременности производства новостного контента на всех этапах, векторы трансформации традиционной журналистики и новых медиа под влиянием алгоритмов и рекомендательных сервисов. Отдельное внимание предлагается уделить вопросам, связанным с аудиторными практиками: восприятию пользователями автоматизации; изменение отношений между аудиторией и журналистом вследствие персонализации контента. Отдельное внимание на предстоящей конференции будет уделено новым этическим и регуляторным нормам, задачам и профессиональным требованиям, предъявляемым к журналистике и СМИ в эпоху искусственного интеллекта.

Приём тезисов завершен 10 сентября 2023 года.

Регистрационные взносы
Регистрационный взнос отсутствует, однако любые возможные расходы покрываются участниками самостоятельно.

Публикации по итогам конференции
По итогам конференции будет издан сборников тезисов (РИНЦ). Авторам лучших докладов будет предложена возможность для публикации в журналах Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика (ядро РИНЦ, Scopus, Web of Science) и World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies (ядро РИНЦ, Scopus).

Контактная информация
Email: moscow.readings@mail.ru
Телефон: +7 (495) 629 52 76
Сайт: https://www.moscowreadings.com/