Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A

До 01.10.2022. Приём тезисов на Четырнадцатые международные научные чтения в Москве «СМИ и массовые коммуникации-2022» – «Цифровые платформы и будущее традиционных СМИ»

14мр.pngЧетырнадцатые международные научные чтения в Москве «СМИ и массовые коммуникации-2022» пройдут 27–28 октября 2022. Тема конференции – «Цифровые платформы и будущее традиционных СМИ».

Организатор: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова.
Формат: гибридный (офлайн и онлайн).
При участии Национальной ассоциации исследователей массмедиа (НАММИ).
Руководитель организационного и программного комитета: декан факультета журналистики МГУ, академик РАО, президент Национальной ассоциации исследователей массмедиа профессор Елена Леонидовна Вартанова.

В этом году конференция посвящена исследованию цифровых платформ и будущего традиционных СМИ. Возникновение глобальных платформ в XXI веке оказало значительное влияние на производство и распространение новостей в цифровой среде, а также на развитие и будущее традиционных СМИ. Глобальные платформы забрали значительные объёмы доходов у традиционных игроков, изменив их стратегии производства и распространения контента, привлечения аудитории и монетизации (Meese and Hurcombe, 2020; Myllylahti, 2021). Важная роль цифровых платформ стала к настоящему моменту глобальной тенденцией. Вместе с тем, на национальном уровне обнаруживаются примеры примирения классических новостных СМИ с растущей властью платформ и развития их инновационных практик (Krumsvik et al, 2019; Вартанова, 2022). С. Стинсен и О. Вестлунд (2021) исследовали две основные стратегии издателей по внедрению широкомасштабных инноваций: через наращивание своего присутствия на платформах, и через уравновешивание платформ, когда издатели стремятся уменьшить свою зависимость от платформ, не являющихся их собственностью. В более позднем исследовании, вводя понятие конфигурации платформы, С. Чуа и О. Вестлунд (2022) обсудили меняющийся характер взаимоотношений между платформой и издателем, сосредоточившись на трёх ключевых аспектах: многонаправленности, обязательствах и специфичности, отмеченных в результате лонгитюдного исследования сингапурского издателя традиционных новостей. Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский и Д. М. Вьюгина (2021) показали в своём исследовании, что цифровые продукты, создаваемые и распространяемые российскими вещателями на цифровых платформах, по-прежнему воспринимаются телевизионными менеджерами как дополнение к традиционному вещанию, несмотря на продолжающийся процесс цифровизации в стране.

Учитывая важную роль национального/культурного/экономического/социального контекста, стратегии, используемые издателями для инноваций в производстве и распространении контента, могут существенно различаться. Особенности регулирования, медиаполитики и рекламных рынков, журналистской культуры, роль государства и государственного/частного сектора, цифровая включённость и уровень цифровой грамотности – как внутри журналистского сообщества, так и внутри аудитории, – даже уровень доступности цифровых технологий и Интернета для населения в разных регионах мира могут влиять на то, как платформы воздействуют на традиционные новостные СМИ. В некоторых национальных и культурных контекстах издатели, журналисты и аудитория будут с большей вероятностью и готовностью изучать открывающиеся возможности и участвовать в производстве уникального материала для цифровых платформ или адаптировать под них уже имеющийся контент. В других случаях к сотрудничеству с цифровыми платформами будут подходить с большей осторожностью, задумываясь о зависимости, потере доходов, вопросах конфиденциальности и защиты личных данных.

В рамках Московских чтений этого года будет обсуждаться в том числе вопрос доверия к цифровым платформам и возникновение новых возможностей, проблем и рисков, которые платформы представляют для традиционных СМИ, журналистов и аудитории. Отдельное внимание будет уделено обсуждению как положительных, так и отрицательных последствий растущего влияния платформ для издателей, медиаменеджеров, журналистов и активной аудитории с учётом происходящих процессов глобальной трансформации и национальной специфики.

Вопросы для обсуждения:
  • Глобальные и национальные платформы: возникновение, развитие, влияние на традиционные новостные СМИ;
  • Конфигурация (и реконфигурация) платформ в глобальном контексте;
  • Регулирование платформ, саморегулирование и курирование;
  • Динамика «издатель-платформа» в различных национальных контекстах;
  • Влияние платформ и попытки его уравновесить: выводы из различных профессиональных контекстов;
  • Инновационная практика издателей в отношении платформ;
  • Кросс-культурные исследования конфигурации платформ;
  • Конвергенция платформ и межплатформенный баланс;
  • Напряжённость, уязвимость, конфликты и риски цифровых платформ;
  • Подотчетность и надежность цифровых платформ;
  • Цифровая журналистика и платформы;
  • «Старые» и «новые» профессионалы в информационной и новостной экосистеме.

Тезисы (от 300 до 500 слов) в формате doc. или docx. на русском или английском языке, включая имена авторов и названия организаций, принимаются по адресу moscow.readings@mail.ru до 1 октября 2022 года.

Регистрационные взносы
Регистрационный взнос отсутствует, однако любые возможные расходы оплачиваются участниками самостоятельно.

Публикации по итогам конференции
По итогам конференции будет издан сборников тезисов (РИНЦ). Авторам лучших докладов будет предложена возможность для публикации в журналах Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика (Scopus, Web of Science) и World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies (Scopus).

Контактная информация
Email: moscow.readings@mail.ru
Телефон: +7 (495) 629-52-76