Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

23 апреля в Санкт-Петербурге состоится лекция члена Комиссии по борьбе с лженаукой РАН Александра Сергеева

23 апреля (четверг) в 15.30 в Мемориальном музее-квартире Ф.И. Шаляпина (г. Санкт-Петербург, ул. Графтио, дом 26) состоится лекция члена Комиссии по борьбе с лженаукой РАН, научного журналиста, координатора Клуба научных журналистов Александра Сергеева по теме «Меметическая эпидемия лженауки и массовые коммуникации: причины, диагностика, угрозы и трудности противодействия». Мероприятие организовано факультетом журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с Комиссией по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при поддержке Министерства образования Российской Федерации.

Аннотация лекции:
Лженауку можно определить как совокупность приемов паразитирования на мегабренде «Наука». Лженаука неискоренима, но когда она выходит за рамки маргинального статуса, это разрушительно сказывается на науке и обществе. Всплеск лженауки на постсоветском пространстве, случившийся по целому ряду причин, уже нанес огромный ущерб. Лженаука поставила под вопрос само существование отечественных исследовательских школ по определенным направлениям науки, и создает прямые угрозы безопасности на всех уровнях — от частно-семейного до государственно-политического.
Лженаука персистирует преимущественно в формате вирусных мемов (мыслевирусов). Они распространяют по сетям массовых коммуникаций и значительно усиливаются средствами массовой информации. Противодействие лженауке осложняется тем, что многие носители вирусных мемов искренне верят, что распространяя их, приносят пользу обществу. Другие люди и организации осознанно извлекают выгоду из различных форм лженаучного мошенничества и нечестной конкуренции. Однако законодательство не позволяет эффективно бороться с этой неблаговидной деятельностью, поскольку она охраняется от критики законами о защите чести, достоинства и деловой репутации.
На этом фоне особенно важно, чтобы журналисты осознавали свою ответственность за сохранение науки, поскольку именно через СМИ происходит инсталляция в сознании публики разнообразных лженаучных мемов.